Поиск по сайту
Меню сайта
Старый Крым



Погода
Яндекс.Погода
Вход на сайт
Статистика
Яндекс.Метрика
Главная » 2009 » Июль » 14 » Крымские татары
01:05
Крымские татары
  Первоначально татарами звалось большое монгольское племя в Манчжурии.

 Этот народ был почти полностью уничтожен в ходе борьбы за власть над всеми монгольскими племенами, которую в начале XIII века успешно завершил Темучин, больше известный в истории под именем Чингисхан. Китайцы же именовали татарами всех северных своих соседей-кочевников, хотя на самом деле среди них были разные народности. С легкой руки китайцев в Западной Азии и Европе, в том числе и в Руси, за монгольскими завоевателями закрепилось имя «татары». Сами себя они в древности называли «могал», в иранских языках это название сохранилось как «могол».

   Русские историки конца XVIII-XIX веков считали, что большую часть новообразованного государства — Золотой Орды (1236 г.) — составляли пришедшие из Азии татары, которые находились под предводительством монголов. Так появилось искусственно созданное название народа — «монголо-татары», которое и сейчас широко используется, в том числе и в научной литературе.

   Основным языком завоевателей с Востока был тюркский, хотя на исторической родине большинство кочевников общалось на монгольском языке. Сам Чингисхан говорил только по-монгольски.

    Татары у арабов отождествлялись с тюрками. Вот что о них пишет летописец Ибн-аль-Асира: «В этом году (617 г. хиджры = 1220/21 г. н.э.) в страны ислама явились татары, большое тюркское племя, места обитания которого горы Тамгаджские, около Китая; между ними и странами мусульманскими более 6 месяцев (пути)».

    Молниеносно завоевав огромные территории, уже к концу 1222 года они приблизились к Крыму. Преследуя одну из крупнейших половецких орд, монголы врываются на полуостров. Впервые упоминание о появлении татар в Крыму содержится в сурожском синаксаре — местной летописи, в которой 27 января 1223 года появляется запись: «в этот день впервые пришли татары...». Последующие татарские нападения на Судак, о которых упоминает та же летопись, производились в 1238, 1299, 1322,1327 и 1338 г.г., но это уже были времена Золотой Орды.

   Завоеванные татарами народы постепенно начинают перенимать культуру, обычаи и язык своих новых хозяев. Византийский историк Пахимер, бывший современником тех событий, пишет о судьбе народов Крыма, завоеванных татарами: «С течением времени, смешавшись с ними, народы, обитавшие внутри тех стран, я разумею: аланы, зикхи и готы, русские и различные с ним народы, научаются их обычаям, вместе с обычаями усваивают их язык и одежду и делаются их союзниками». Это очень ценное сообщение относится к концу XIII в. Так начинал формироваться крымско-татарский этнос.

    Интересна социально-политическая структура татар, сохранившая даже в XVIII веке многие черты родовых отношений. Татары, в том числе и крымские, делились на племена, которые состояли из родов. Во главе родов стояли беи — татарская знать, владевшая огромными территориями и большим количеством скота. После перехода к полуоседлому, а затем и к оседлому земледелию, возникли татарские бейлики — вотчинные землевладения. Крупные бейлики вскоре превратились в небольшие феодальные княжества, номинально подчиненные хану. Но эта подчиненность была достаточно условной, так как татарские князья — беи — имели свое ополчение, свою "администрацию и суд.

    Вассалами беев были мурзы — татарское дворянство. Особой социальной группой было мусульманское духовенство. Еще ниже на социальной лестнице находились улусные татары — зависимое местное население. А завершали эту социальную градацию рабы-невольники. Подчиненность татарских беев и мурз от правителей-ханов выражалась в их обязанности выставлять войско в период военных походов, но некоторые из них, обладая реальной собственной мощью, фактически были независимы.

   Одним из наиболее крупных и старейших родов крымских татар был род Ширинов. Владения Ширинов, или князей Ширинских — их именуют и так, простирались от Перекопа до Керчи. Ширинские были самыми крупными землевладельцами Крыма, а центром их владений являлся Солхат. Их род был известен уже в XIII веке.

    У татар, и не только крымских, существовал институт карачей — князей главных родов. Причем, в большинстве случаев, карачей всегда было четыре. В 1515 году, определяя князей главных родов татар Крыма для вручения им поминков (подарков), великий князь всея Руси Василий III выделял поименно Ширинов, Барынов, Аргынов и Кипчаков. Ширины в этом перечне были первыми.

   Карачи не были равными по степени своего значения и влияния. Среди них наибольший вес имел первый князь, т.е. второе после хана лицо в государстве. Известно, что уже во времена крымского ханства первыми князьями были Ширинские. Их род играл ведущую роль не только в Крыму, но и в других татарских государствах, сохраняя между собой не только родство, но и определенное единство. Они часто составляли единую силу, объединяясь под общим флагом во время различных военных действий, а руководили такими воинскими объединениями Ширины из Сол хата.

    Как известно, в период ослабления Золотой Орды Ширинские боролись за лидирующее положение в Крыму с Гиреями и борьбу эту проиграли.Поэтому и столица Крымского ханства была основана не в Солхате. Но и при Гиреях — единой династии, правившей во времена Крымского ханства — Ширинские были реальной силой и часто занимали враждебную позицию по отношению к правителям Крыма. Московский посол в Крыму в 1491 году сообщал из Крыма: «А с Ширины, государь, царь живет не гладко». Такого же содержания информация поступила в Москву от своих дипломатов и спустя столетие: «А с Ширины у него рознь велика пошла».

    Князья Ширинские, в союзе с другими беями, очень часто определяли политику Крымского ханства, более того, неоднократно решали судьбу ханского престола, свергая одних правителей и избирая других. Естественно, Гиреям не нравилась подобная строптивость, и они использовали любой повод, чтобы поставить на место своих вассалов.

    По свидетельству русского писателя и историка Н.М. Карамзина, имеющего, кстати, в своей родословной татарские корни, в 1531 году, в Солхате, Бахтиар Ширинский был убит Сеадет-Гиреем. Видать, местный феодал чем-то не угодил своему правителю.

   Род Ширинских пустил свои корни и в России. Еще при великом князе Иване III один из беев Ширинских—Кинбар перешел на службу к северному царю. Именно он считается родоначальником рода Ширинских в России, а потомки его правнука Шихмата с начала XVI века стали называться Ширинскими-Шихматовыми. Род князей Ширинских-Шихматовых окончательно утвержден правительствующим Сенатом в княжеском достоинстве в 1836 году; герб внесен в X часть Общего гербовника. Этот старинный род был зафиксирован также в родословных книгах Смоленской, Ярославской и, естественно, Таврической губерний.

    В начале XVI в. население теперь уже Крымского ханства значительно увеличивается за счет татаров-золотоордынцев, которых победил и вынудил перебраться на полуостров Менгли Гирей. Их количество было столь значительным, что дало основание для появления нового этнонима* — «крымские татары». Упоминаемый ранее поляк Мартин Броневский, памятуя о былом величии Солхата-Крыма, писал: «теперь татары от этого города называются Крымскими».

Крымско-татарское население увеличивалось и за счет христиан, которые приняли ислам. Быть христианами в ту пору было невыгодно, так как они подвергались рекрутским наборам и платили гораздо большие налоги. Ассимилированные завоевателями полуострова народы существенно повлияли на внешний облик крымских татар, который со временем перестал быть единообразным. Сейчас сами крымские татары выделяют в своем народе, исходя из типа лица и диалекта, три группы: ялы-бой, орта-йолакъ и ногайцы. К ялы-бой относятся местные жители, проживающие в прибрежной зоне; занятие морской торговлей сблизило их с южными народами — турками, итальянцами, греками, арабами, чтс наложило отпечаток на внешний вид: смуглые лица, черные глаза и волосы. В средней полосе Крыма — Бахчисарае, Симферополе, Белогорске, Старом Крыму — проживают орта-йолакъ, среди которых нередки жители с европейским типом лица: светлыми волосами и голубыми глазами, Здесь наверняка прослеживаются славянские и, возможно, половецкие корни. Их диалект явился основой крымскотатарского литературного языка, а некоторые представители этого региона горделиво называют себя «городскими татарами». Ногайцы, или степные татары, сохранили монгольский тип лица, ведь они, будучи многие столетия кочевниками-скотоводами, жили обособленно, сохраняя чистоту азиатской расы. Даже ислам они приняли намного позже своих оседлых сородичей. Многие из кочевников-татар даже в XV веке оставались язычниками, ведь их духовные лидеры, верховные шаманы, ожесточенно сопротивлялись распространению ислама, не желая терять своего влияния и положения. И если первые ханы-мусульмане терпимо относились к сопротивлению шаманской знати, то хан Узбек возвел ислам в ранг государственной религии, а с нежелающими эту религию принимать поступал по законам военного времени.

   Вскоре после присоединения Крыма к России первая волна крымско-татарских эмигрантов переселяется в Турцию. Прежде всего, это были жители южнобережья, имевшие турецкое подданство.

   Очередная массовая эмиграция крымских татар и ногайцев происходит после окончания Крымской войны.

    Именно их потомки составляют сейчас крымско-татарскую диаспору в Турции, Болгарии и Румынии. В самом же Крыму к концу XIX века осталось менее 200 тысяч крымских татар, хотя до присоединения полуострова к России их жило около миллиона.

    Возрождение крымско-татарского народа связано с именем Исмаила Гаспринского, который приложил огромные усилия, направленные на выживание и просвещение своего народа, рост его национального самосознания.

     После Февральской революции 1917 года лидеры крымских татар во главе с Номаном Челебиджиханом провозгласили курс на создание независимого многонационального Крыма. Данная политика шла вразрез с интересами как большевиков, так и их противников в Гражданской войне — белогвардейцев. Сам же Челебиджихан был расстрелян большевиками в 1918 году.

     В 1921 году была создана Крымская АССР, которая входила в состав РСФСР. Высшее руководство вновьобразованной автономной республики состояло в основном из крымских татар, а государственными языками были признаны русский и крымско-татарский. Кратковременный подъем национальной жизни был прерван сталинскими репрессиями конца 1930-х годов.

     В годы Великой Отечественной войны многие представители крымско-татарского народа участвовали в борьбе против немецких фашистов как в составе Красной Армии, так и в рядах партизанских отрядов. Пять крымских татар стали Героями Советского Союза, а легендарный летчик Аметхан Султан был удостоен этого высокого звания дважды.

     Вместе с тем, националистически настроенные лидеры крымских татар решили использовать гитлеровскую оккупацию Крыма для создания крымско-татарского государства под протекторатом Германии. Ради этой цели создавались военные добровольческие формирования из числа крымских татар, главной задачей которых была борьба с партизанами, охрана военных и гражданских объектов.

     Подобное сотрудничество с военными оккупантами стало основным поводом для издания сталинского указа о депортации крымско-татарского народа. 18 мая 1944 года, считающегося самой трагической датой в истории крымских татар, началось насильственное переселение этого народа из Крыма. Депортации были подвергнуты все: старики, женщины, дети, даже воины Красной Армии, сражавшиеся с фашистами. В который раз, теперь уже на примере крымских татар, была подтверждена вопиющая историческая несправедливость: за ошибки, грехи или преступления правителей почему-то должен отвечать весь народ... Основная масса депортированных была переселена в Узбекистан и прилегающие к нему районы Казахстана и Таджикистана. Небольшие группы были депортированы на Урал, в Костромскую область и Марийскую АССР.

     Официальное разрешение вернуться в Крым было получено лишь в 1989 году. Сегодня в Крыму проживает около 270 тысяч крымских татар. В 1991 году созван второй Курултай (национальный парламент), который формируется путем выборов взрослого крымско-татарского населения. Курултай назначает исполнительный орган — Меджлис. Бессменным председателем Меджлиса с 1991 года является нынешний лидер крымско-татарского народа Мустафа Джемилев.
Просмотров: 1485 | Добавил: сергей | Теги: крымские татары | Рейтинг: 0.0/0
Обязательно напишите свое мнение:
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Присоединяйтесь
takru

Copyright MyCorp © 2018
Сдаётся жильё в Старом Крыму +79787008725