В сентябре 2005 г. в Старом Крыму открылся музей мастера лирической
прозы К.Г. Паустовского. Музей входит в эколого-историко-культурный
заповедник "Киммерия Волошина" и является первым музеем Паустовского в
Крыму.
Где представлены подлинные вещи из интерьеров трёх старокрымских
домов, в которых останавливался Константин Георгиевич.
В
сентябре 2005 г. в Старом Крыму открылся музей мастера лирической прозы
К.Г. Паустовского. Музей входит в эколого-историко-культурный
заповедник "Киммерия Волошина" и является первым музеем Паустовского в
Крыму. Старый Крым в жизни Константина Георгиевича имел особое
значение. Писатель, начиная с 30-х гг., бывал здесь много раз. В книге
"Черное море" есть глава "Горная роса", посвященная Старому Крыму. По
старой почтовой дороге писатель ходил в гости к Максимилиану Волошину в
Коктебель. И еще Паустовский любил Старый Крым за то, что здесь жил его
любимый писатель Александр Грин, ко 125-летию со дня рождения которого
и было приурочено открытие музея. В повести "Черное море" ему посвящена
целая глава. В этом доме Паустовским были написаны статьи о любимом
писателе: "Волшебник", "Жизнь Александра Грина". На небольшой вёсельной
лодке с надписью "Памяти Грина" Паустовский ходил по Каме. Во дворе
музея - лодка пятидесятых с аналогичной надписью.
В тридцать четвертом
году Паустовский знакомится здесь с женой Грина - Ниной Николаевной.
Дом Грина в Старом Крыму на одной улице с музеем Паустовского.
Домик
этот в бытность Паустовского принадлежал медсестре Вере Романовне
Олейниковой (Рутковской), у которой писатель снимал две изолированные
комнаты. К. Паустовский останавливался в этом доме в 1938 г. и в 50-х
гг. прошлого столетия.
Помимо этого, он приезжал в Старый Крым в 1935 и
1949 гг., но тогда он жил в других домах. Внук Веры Романовны, Владимир
Родин, продавший дом для музея, был лично знаком с Паустовским. Он
постоянно приезжал в гости к бабушке, и ему часто удавалось общаться с
Константином Георгиевичем.
Ветхое строение специально для музея
приобрела киевлянка Александра Садовская. Ее мать, Надежда Садовская,
создатель старокрымского литературно-художественного музейного центра,
стала директором музея Паустовского. Ремонт был проведен на личные
сбережения людей, влюбленных в творчество писателя. В
музее представлены подлинные вещи из интерьеров трёх старокрымских
домов,
в которых останавливался Константин Георгиевич, и дома в
Коктебеле, где в начале 50-х гг. он жил у Феодосии Печерикиной. Собрать
экспонаты помогли: Московский литературный музей Паустовского, приемная
дочь Татьяна Арбузова, которая живёт в Тарусе, где похоронен
Паустовский, клуб друзей Коктебеля "Чандира", Феодосийский
литературно-мемориальный музей А. Грина. Большую поддержку оказали
Министерство культуры АР Крым и ялтинский предприниматель В. Сотников.
Большая
часть мебели, имеющаяся в музее сегодня, сохранилась еще с тех времен.
В экспозиции собраны архивные документы, письма, сведения о жизни и
творчестве писателя, вещи, которыми он пользовался. Например, старый
патефон,
найти который помогли местные жители.
Паустовский был большим
любителем музыки. Музей украшают спасательный круг с прогулочного
теплохода "Константин Паустовский" ялтинского пароходства, две
литографии, которые висели в квартире писателя в Москве, кувшин, из
которого писатель пил молоко, переданный в музей Любовью Печерикиной,
ставшей героиней рассказа "Встреча". Гидромагнитный
компас, линзы с маяка на Казантипе, кнехт, картины, фотоаппарат,
удочки, с которыми писатель любил ходить на рыбалку.
В
экспозиции представлены не только подлинные вещи, но и редкие
фотографии. В том числе Ивана Бунина, с которым Паустовский встречался
в Москве и который благословил его писать прозу, заметив, что стихи он
пишет "с чужого голоса". Представляют интерес фотографии старого
Коктебеля, где Паустовский жил в 1950 г., общался с вдовой Максимилиана
Волошина Марией Степановной.
Дом утопает в большом фруктовом
саду. Это прекрасное место для проведения в летнее время различных
конференций, литературных встреч, вечеров. Многие жители Старого Крыма
до сих пор помнят, что здесь бывал К. Паустовский.