Впервые письменно аланы, бывшие одним из сарматских племен,
упоминаются в середине I в. н.э. Этот кочевой ираноязычный народ жил на юге Восточной Европы и на Северном Кавказе. Римский историк IV в. н.э. Аммиан Марцеллин отмечал: «они мало-помалу постоянными победами изнурили соседние народы и распространили на них название своей народности... Теперь все вообще называются аланами за свои обычаи и дикий образ жизни и одинаковое вооружение. У них нет никаких шалашей, нет заботы о хлебопашестве, питаются они мясом и в изобилии молоком, живут в кибитках с изогнутыми покрышками из древесной коры и перевозят их по беспредельным степям... Почти все аланы высоки ростом и красивы; с умеренно белокурыми волосами; они страшны сдержанногрозным взглядом очей, очень подвижны вследствие легкости вооружения и во всем похожи на гуннов, только с более мягким и культурным образом жизни».
В Крым аланы переселились из предгорных районов Северного Кавказа, преодолев Керченский пролив и территорию Боспорского царства. Археологические находки в Крыму могильников, оружия, украшений, керамических сосудов и характерных только для аланов погребальных традиций с большой долей вероятности позволяют хронологически отнести это переселение к III в. н.э. Наиболее раннее письменное упоминание об аланах на полуострове — анонимное описание берегов Черного моря, составленное в VI в. н.э. Из него мы узнаем, что Ардабда («семибож-ный») — такое имя носила тогда Феодосия — принадлежит «аланскому, то есть таврскому языку». Вполне возможно, что уже тогда аланы жили и в соседском с Ардабдой поселении — на территории нынешнего Старого Крыма.
Конец IV — начало V веков связан с нашествием на полуостров пол- чищ гуннов. Скорее всего, аланы, понимая эту угрозу, меняют место своего жительства и переселяются в горную местность. Отсутствие археологических находок в степной части, обнаружение их в могильниках Лучистого, Скалистого, Баклинского оврага — все это является подтверждением вышеуказанной версии.
До XIII века письменные источники об аланах в Крыму отсутствуют. А с XIII века появляются многочисленные упоминания об этом народе, в том числе утверждавшие, что этот народ в ту пору заселял «местечко Крым», т.е. нынешний Старый Крым. В русских рукописях того времени аланы именовались ясами.
В эпоху раннего средневековья аланы, смешиваясь с жившими на юге полуострова готами — одним из германских племен, совместно формируют новую народность, названную современными историками готаланами. Жили готала-ны в Крымских горах и предгорьях.
В позднем средневековье аланы концентрируются в двух местах на полуострове. «Пещерный город» Чуфут-Кале становится центром алан в юго-западном Крыму; другое место проживания этого народа и не такое многочисленное — в юго-восточной части полуострова. Небольшие группы алан проживали и в степном Крыму.
После захвата Крыма турками аланы, скорее всего, растворяются среди более многочисленных крымских татар и крымских греков. Утратив при этом характерные особенности своего народа, аланы как этнос прекращают существовать.