Поиск по сайту
Меню сайта
Старый Крым



Погода
Яндекс.Погода
Вход на сайт
Статистика
Яндекс.Метрика
Главная » 2009 » Июль » 14 » Крымские Греки
00:28
Крымские Греки
Ученые, изучающие историю греков в Крыму, подразделяют их на четыре разные группы.

 Эти группы не только проживали на полуострове в разные эпохи, но и отличаются друг от друга особенностями своего формирования, языка и культуры. К самой ранней группе относятся античные греки, их эпоха длится с VI в. до н.э. до ill в н.э. Вторая группа — это средневековые крымские греки (III-XVIH вв.), потомков которых сейчас называют «мариупольскими греками». Их сменили греки «русского периода» истории Крыма, жившие в конце XVIII-XX вв. Четвертой группой принято считать складывающуюся в наши дни современную греческую общину. Это деление можно считать достаточно условным, так как между этими группами наблюдалась преемственность культуры.

    Средневековых крымских греков многие историки считают новой этнической общностью и называют их «горно-крымской народностью» или «крымскими христианами».

    После вторжения в III в. н.э. на полуостров германских племен — бора-нов и готов, а также их союзников — алан, наступает закат эллинистической эпохи в Крыму. Нашествие гуннов в V в. заставило эти племена переселиться в юго-западный Крым. Там они смешиваются с уцелевшими старожилами — эллинами, перенимают у них культуру хозяйствования, христианскую религию, греческий язык. Постепенно происходит «варваризация» греков, которую с неменьшим основанием можно именовать по-иному — «эллинизация» варваров. Так, в результате взаимной ассимиляции эллинов, тавров, готов, аланов и боранов, в южнобережном и горном Крыму начала складываться новая средневековая народность. Себя они стали называть «ромеями», не вкладывая в этот термин этнического содержания, а просто желая себя выделить самостоятельной общностью.

     В последующие столетия в Крыму завершается образование нового этноса, достаточно редкого по характеру формирования: его создали народы, не связанные родством. Эго слияние происходит в период XH-XVII веков, а способствовали этому общность греческого языка и культуры религии («греческого православия»), территории. Консолидирующими факторами здесь можно также считать необходимость единения перед возникающими угрозами со стороны татар и генуэзцев. Способствовало объединению и сплочению крымских христиан княжество Феодоро возникшее в первой половине XIV века в горном Крыму и просуществовавшее до завоевания Крыма турками в 1475 году. Со временем самоназвание «ромей» стало синонимом «православный», а позже в это слово вкладывается и этническое содержание — «православный грек», а не зллин-язычник, поклоняющийся своим олимпийским богам.

     В период турецкого владычества количество крымских греков уменьшается, что вызвано их миграцией в пределах Османской империи, а также культурной ассимипяцией, следствием которой было принятие греками новой религии и языка. Мусульмане в Крыму пользовались многими льготами, в том числе и экономическими: налогов они платили в два раза меньше. Это и было, наряду с желанием получить равные права в политической и социальной сферах, одной из главных причин, побуждавших греков принимать ислам и становиться полноправными членами турецкой или крымскотатарской общины.

    Уже в Крымском ханстве тюркский язык постепенно становится средством межнационального общения на полуострове, вытеснив греческий язык. При Османской империи появляются этнически смешанные поселения, в которых живут греки, крымские татары и турки. Происходит языковая ассимиляция греков, наиболее четко наблюдаемая в юго-западном Крыму. Постепенно греки переходят на пользование крымскотатарским языком, даже православные службы, проповеди и молитвы ведутся и читаются на этом языке. Священники учат детей писать греческими буквами по-татарски — такие документы хранятся сейчас в украинских архивах.

   До сих пор крымскотатарский язык живет в местах переселения средневековых греков из Крыма — в селах Северного Приазовья: на нем поют песни и пишут стихи. Сами греки называют этот язык урумский или «греко-татарский». Межэтническое смешение приводит к появлению разнонациональных браков, своеобразной одежды и украшений.

   В XVIII веке греки проживапи более чем в 80-ти населенных пунктах, четверть из них была горожанами. Их поселения были на Южном берегу и в горах, а занимались они ремеслом, торговлей, рыболовством, самыми разными отраслями сельского хозяйства. Ханская перепись недвижимого имущества , составленная при переселении крымских греков в Приазовье, показывает, что материальное благополучие основной их массы было достаточно высоким.

    Добровольное переселение крымских христиан-греков и армян в Россию было проведено по инициативе П.Румянцева-Задунайского. После победы России над турками и присоединения к ней южных земель по условиям Кючюк-Кайнарджийского мира появилась необходимость в заселении этих земель. Крымские греки и армяне подходили для этих целей и по другим причинам: их отъезд ослаблял экономику Крымского ханства и готовил почву для присоединения полуострова к России; эмигранты таким образом спасались от возможных притеснений и мести со стороны мусульман за помощь русским в завершившейся войне.

   В середине 1778 года представители крымских христиан подписали документы, подтверждающие их намерение добровольно переселиться в Россию. Им было обещано выделить по 30 десятин земли на каждого члена семьи мужского пола — значительно больше крымских земельных владений самых богатых христиан. Переселение производилось под надзором войск Суворова, который уже в сентябре того же года рапортовал, что 18395 греков, 12598 армян, валахов и грузинов покинули Крым. Они основали в устье реки Кальмиус город Мариуполь и 19 сел в его округе. Когда едешь из Донецка или Мариуполя в сторону Мелитополя, дорожные указатели пестрят чисто крымскими названиями населенных пунктов — Старый Крым, Ялта, Ласпи, Мангуш, Карань... Таким образом переселенцы решили сохранить память о малой родине. Так же бережно мариупольские греки хранят свой язык, традиции, культуру. Самыми знаменитыми потомками крымских греков, родившихся уже в Приазовье, стали художник А.И. Куинджи, ученый К.Ф. Челпанов, поэт ГА. Костоправ, знаменитая бригадир женской тракторной бригады Паша Ангелина, летчик-испытатель Г.Я. Бахчиванджи, полярник И.Д. Папанин, бывший мэр Москвы Г.Х. Попов и многие другие.

    Часть переселенцев так и не смогла привыкнуть к новым местам. Мно-
гие из них, пренебрегая запретами властей, возвратились в Крым и вместе с непереселившимися греками основали новую общину. В начале XIX века на полуострове проживало около трех тысяч греков. В то время всех христиан в Крыму насчитывалось примерно 14000 человек, следовательно, каждый четвертый из них был греком. Многие крымские греки сделали блестящую военную карьеру, особенно на службе в Российском Черноморском флоте: контр-адмиралы И. Манто, М. Кумани, И. Антипа, вице-адмирал К. Кутров и др. Много лет был командиром Балаклавского греческого батальона подполковник Ликург Качиони — сын национального героя Греции, основателя крымской Ливадии, Ламброза Кацониса.
   Российское правительство активно привлекало крымских греков на государственную службу используя их знание турецкого и татарского языков, местных традиции и обычаев Многие греки назначались градоначальниками. полицмейстерами, переводчиками, землемерами и др„ В середине XIX века в родословной книге дворян Таврической губернии насчитывалось более 80 греческих фамилий.

   Наиболее распространенным занятием греков в Крыму было мореплавание и рыболовство. У них были собственные суда, лодки и баркасы. Многие греки-купцы имели собственные коптильни и магазины, где продавалась рыба самых разных видов и способов приготовления.

    Во второй половине XIX века — начале XX веков в Крым переселяются и греки-земледельцы из османских провинций Румелии и Анатолии, причем переезжали даже целые села. Часть переселенцев из Румелии обосновалась в Старом Крыму. Многие из этих переселенцев начали в Крыму восстанавливать свои бывшие занятия: производство и переработка табака, виноградарство и виноделие, садоводство Широкую известность приобрели табачные фабрики Стамболи — в Феодосии, Месаксуди — в Керчи. А симферопольский винопромыиь ленник Г.Н. Христофоров за свою производственную и общественноблаготворительную деятельность получил дворянский титул и звание Почетного гражданина Симферополя.
Перед 1918 годом в Крыму проживало уже около 25000 греков. Многие из них не имели российского подданства. Когда новая, советская, власть предложила им выехать на свою родину, некоторые иностран-ноподданные греки покинули Крым.

    В годы войны с гитлеровской Германией греки особенно активно участвовали в партизанской борьбе.
а Михаил Македонский даже командовал Южным соединением партизан Крыма. За помощь партизанам фашисты уничтожили деревни, где массово проживали греки — Шах мурзу, Армутлук, Пай л яры, а греческая деревня Лаки была сожжена вместе с жителями. Однако греков, как и крымских татар, болгар и армян, объявили «пособниками оккупантов». «Черным днем» в новой истории крымских греков стало 27 июня 1944 года, когда в Узбекистан, Казахстан, Сибирь были депортированы 15040 греков.
  В 1970-х г.г. более 200 семей возвращаются из ссылки, несмотря на официальные запреты, на свою малую родину, в т.ч. и в Старый Крым. Массовое возвращение греков в Крым началось в дни горбачевской перестройки.

   В настоящее время на полуострове существует 15 греческих национально-культурных обществ и религиозных общин. Объединяет и координирует их деятельность Федерация греков Крыма.

     В Старом Крыму городское региональное греческое общество «Пон-тос» было создано в 1993 году, председателем которого многие годы является директор школы-лицея № 3 РФ. Колояниди.
Просмотров: 1705 | Добавил: сергей | Теги: Крымские Греки | Рейтинг: 0.0/0
Обязательно напишите свое мнение:
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Присоединяйтесь
takru

Copyright MyCorp © 2018
Сдаётся жильё в Старом Крыму +79787008725