Поиск по сайту
Меню сайта
Старый Крым
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА Тел: +79787008725 Сергей ПОЧТА- sergey-vaneeva@mail.ru


Погода
Яндекс.Погода
Вход на сайт
Главная » 2009 » Июль » 15 » Старый Крым: удивительная живучесть города
09:29
Старый Крым: удивительная живучесть города
Вызывает уважение удивительная живучесть жителей Солхата, сумевших многократно восстанавливать свой город на карте Крыма.

 Интересно очередное упоминание о Солхате, сделанное его современником. Посетивший город в 1578 году польский дипломат и путешественник Мартин Броневский так описывает там увиденное и услышанное: "Крем, или по-татарски Крым, город с крепостью, окруженный высокой и толстой стеной, совершенно отличается от других городов Средиземного Херсонеса (так называл его Птолемей) своей величиной и знаменитостью... видны еще храмы и святилища... не только в самом городе, но и вне города, украшенные халдейскими надписями, высеченными на больших камнях... Видно из развалин и обширности мест, что это был один Из знаменитейших и величайших городов своего времени». Далее Броневский сообщает, что монетный двор по-прежнему чеканит гиреевскую валюту, а «в одном из самых больших замков возле города живут ханские жёны». Вряд ли любимые жены хана, учитывая значительное расстояние от столичного Бахчисарая.

Очередное, собирающееся по крохам, упоминание о потерявшем свое былое величие городе, относится к 1585 году. Впервые в «Крымских делах» город Крым называется «Старым». Откуда появился этот эпитет, как его толковать? И почему это новое имя города впервые появилось в русских документах, ведь сами татары употребляли тогда его прежнее название? Толкового ответа на эти вопросы пока не получено.

Живший в Кафе с 1624 по 1634 годы доминиканский монах д'Асколи называет соседний город Крымом, говорит о том, что там появились новые «достопримечательности», которые периодически притягивают к старым развалинам массы людей. Д'Асколи сообщает: «Поблизости находится могила татарина, слывущего святым. Ханы или цари Татарии, желающие под старость отпустить себе бороду, — ранее они носят одни усы, — большим торжеством и с многочисленной свитой направляются к этой святыне и тут режут великое множество овец и быков в жертвоприношение, называемое Курбан, при чем молят Бога о ниспослании им здрава и долговечности... В окрестностях этого города произрастают душистые цветы и целебные травы. Ежегодно, от весны и до июля, бывает большой съезд со всех концов Татарии для пользования ваннами из горячей воды с цветами и травами, исцеляющими человека от многих недугов... Вблизи Крыма, в двух милях от города, на лесистой возвышенности, находится армянская церковь во имя Животворящего Креста или, как они говорят Сурп-Кач, привлекающая многочисленных богомольцев...».

Как много интересной и разнообразной информации донесло до нас это свидетельство наблюдательного и любознательного доминиканца город, откуда ислам начал распространяться по полуострову, да, пожалуй, и по западной части Золотой Орды, по-прежнему оставался одним из главных мусульманских духовных центров. Он стал центром поклонения и для почитателей иной веры — армяно-христианской. Наверняка какая-то особая энергетика присутствует в старокрымской местности, коль представители двух разных вер избрали этот регион для своих святынь. Да и начало санаторно-оздоровительной деятельности было положено еще в те далекие годы. Но все эти люди, прибывшие в Солхат, — кто за духовным успокоением, кто за здоровьем, — были лишь временными посетителями города. Местного же населения было в те годы мало. Судя по надгробным надписям, значительную часть горожан составляли армяне. Вот надпись 1623 года: «гробница упокоения Николая и сестры его Сирма-Хатун». Можно предположить, что жители города жили небедно, коль в 1650 году, как сообщает голландский путешественник Николай Витсен, они были подвергнуты нападению и разорению со стороны казаков. Французский военный инженер-фортификатор, Боплан, примерно в это же время указывает, что в Солхате было «около сотни огнищ» — заселенных домов.

В разоренном и обезлюдевшем городе — будем по традиции называть Старый Крым той поры городом в знак признания его былых заслуг — жили и татары. Это подтверждает надпись на надгробии 17 века, опубликованная Г. Спасским, которая гласит: "Благороднейшая Салиха — султанша, дочь милостивейшего хана Девлет-Гирея (которого да возвеличит Бог своей милостью до конца дней), скончалась 1773 года (1673)... Надпись эту велела изобразить на мраморе жена Ак-мурзы Бея, да видят все, и да читают фатига (молитву) об успокоении души ее мужа". Далее Г. Спасский пишет: «Сказывают, что здесь был некогда и ханский загородный дом», чем подтверждает свидетельство Мартина Броневского о проживании в Солхате ханских жен.

Свой след в истории Старого Крыма и всего ханства периода 16-17 веков оставило и украинское казачество, в особенности вольное казачество Запорожской Сечи. Запорожская сечь — организация украинских казаков в 16-18 веках. Название происходит от месторасположения — за «порогами» Днепра — и от названия казацких укреплений — «засеки» или «сечь» — заборов из вырубленного и высеченного дерева. Территория запорожских казаков находилась от нынешнего Днепропетровска до острова Хортица в Запорожье.

Основателем Сечи считается украинский князь Дмитрий Вишневецкий, устроивший в 1552 году замок на острове Хортице и разместивший там казацкий гарнизон. В народных легендах и песнях князь Вишневецкий упоминается под именем казак Байда. До 1654 года Запорожская Сечь являлась казаческой «республикой», а ее верховным органом была сечевая рада. Возглавлялась сечевым атаманом. Делилась на курени. Вела борьбу с крымскими татарами и турками, польско-украинскими феодалами. Сыграла крупную роль в освободительной борьбе украинского народа в 16-17 веках. В 1709 году так называемая Старая Сечь была ликвидирована. В 1734 году правительство России создает так называемую Новую Сечь. Окончательно Запорожская Сечь ликвидирована указом царицы Екатерины II в 1775 году. Последним запорожским кошевым атаманом был Петр Калнишевский, заточенный после ликвидации Сечи в Соловецкий монастырь. Там, в одиночной келии-тюрьме, он провел 25 лет и умер в 1803 году на 112 году жизни.
Просмотров: 1416 | Добавил: сергей | Теги: Старый Крым: удивительная живучесть | Рейтинг: 0.0/0
Обязательно напишите свое мнение:
avatar
Присоединяйтесь

Copyright MyCorp © 2024
Сдаётся жильё в Старом Крыму +79787008725